КОРНЕРУПИН.
В конце августа 1883 года датский геолог Андреас Николас Корнеруп вынужден был прервать из-за появившегося вдруг плохого самочувствия свою вторую гренландскую экспидицию. А уже 3 сентября талантливый молодой геолог, успевший сделать к этому времени очень много для изучения геологии Скандинавии и Гренландии, скончался от воспаления легких, не дожив до своего 26-летия.
В 1884 году во время свой экспедиции в Гренландию другой датский геолог, Йохан Теодор Лоренцен, получил в свои руки сборы Андреаса Корнерупа и изучил их. Среди прочего он обнаружил кристаллы неизвестного минерала, который и был им назван по имени так рано ушедшего молодого коллеги - КОРНЕРУПИН.
По злой иронии судьбы в том же 1884 году от воспаления легких скончался и сам Иохан Теодор Лоренцен. Ему было всего 29...
~~~
Корнерупин - редкий и очень красивый драгоценный камень. Кто знает - может быть судьба его первооткрывателей каким-то мистическим образом сказалась на судьбе самого камня, но корнерупин остается незаслуженно малоизвестным и непопулярным.
Основные цвета, присущие корнерупину - оранжевато-желтый (коричневый), желтый, зеленовато-желтый, желтовато зеленый. Гораздо реже встречаются корнерупины сине-зеленого или зелено-синего цвета, еще реже - удивительные изумрудно-зеленые корнерупины. При любой окраске корнерупины никогда не бывают режуще-глаз яркими, но цвет их всех глубокий, мягкий и завораживающий... Попадаются иногда и бесцветные, либо наоборот - темные, практически черные корнерупины.
Корнерупины.
Хромофорами для корнерупина являются железо (желтые, коричневые), железо и хром как вторичный хромофор (желтовато зеленые и зеленовато желтые), а у изумрудно-зеленых корнерупинов хромофор - ванадий.
Основные места их находок - Шри Ланка, Мадагаскар, Бирма, Танзания, Кения, Гренладния, Канада.
Твердость корнерупина может достигать 7,0, что делает его очень даже пригодным для изготовления ювелирных украшений.
Кристаллическая струтура корнерупина - орторомбическая, а значит он является оптически двуосным минералом, хотя очень светлые, слабоокрашенные и бесцветные корнерупины могут демонстрировать "псевдо-одноосность". Оптический знак - всегда отрицательный.
Любой прозрачный корнерупин (кроме бесцветного) всегда демострирует три плеохроичных оттенка, а плеохроизм всегда очень сильный.
Некоторые (не все, в основном - танзанийские и кенийские) сине-зеленые и зелено-синие корнерупины имеют свою особенность - не просто сильный, а исключительно, экстремально сильный плеохроизм. Сила эффекта настолько велика, что при малейшем движении камня через любую грань может просвечивать второй плеохроичный оттенок - красивейший мягкий синеватый пурпур! Удивительно при этом, что все попытки ориентации камня таким образом, чтобы пурпурный оттенок сделать превалирующим в ограненном камне, оказались безуспешными!
Демонстрация сильнейшего плеохороизма сине-зеленого корнерупина.
Корнерупину не чужды и иные оптические эффекты. Бирманские корнерупины - любители астериазма, а ланкийские - эффекта кошачьего глаза.
Корнерупин с эффектом кошачьего глаза.
~~~
ПРИЗМАТИН
Специалистам давно были известны очень редкие находки чрезвычайно эффектных изумрудно-зеленых корнерупинов в Кении. Лишь в 2007 году в результате ислледований, проведенных в GIA, выяснилось, что кенийские зеленые красавцы на самом деле не корнерупины, а ПРИЗМАТИНЫ. Призматин - самостоятельный минерал, находящийся на другом конце морфологического ряда корнерупин-призматин. Призматин отличается от корнерупина деталями химического состава и чуть меньшей твердостью - не выше 6,5. Ювелирно-ограночный призматин до того момента был практически неизвестен, а идеально чистых камней не было вообще.
Кенийский призматин.
При этом следует помнить, что не каждый изумрудно зеленый корнерупин из Кении может оказаться призматином, но шанс таковой имеется. Ситауция сходна с тааффеитом - в мире их наверное намного больше, чем известно сейчас, но большинство тааффеитов по прежнему в руках владельцев, уверенных, что обладают они шпинелью. Так же и с призматином, пока их известно около сотни (достоверно идентифицированных и подтвержденных актами геммологических экспертиз), самый большой известный призматин весит 0,93 кт.
Сине-зеленые и зелено-синие корнерупины из Танзании на самом деле являются примерно "половинчатой" переходной формой, соотношение призматинового и корнерупинового минала в них составляет примерно 30-40/60-70. Ланкийские зеленые корнерупины практически чисты, призматиновой "примеси" в них не более 10%.
Окрашен призматин ванадием, от зеленого корнерупина отличается значительно более высоким присутствием ванадия, значительно более меньшим присутствием хрома и практически нулевым влиянием железа на окраску камня.